Гражданское право

 

Гражданское право

Пленум Верховного суда принял постановление о применении общих положений части первой ГК РФ

Сегодня Пленум Верховного суда принял постановление «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». По словам разработчиков, эти разъяснения — самые масштабные в истории Верховного суда. Итоговый вариант постановления содержит 133 пункта с разъяснениями по самым различным вопросам — о применении принципа добросовестности,новых норм о юридических лицах, сделках, их недействительности, общих собраниях, доверенности и представительстве, и т. д. Обсуждение проекта разъяснений состоялось 9 июня. К сегодняшнему заседанию Пленума Верховного суда документ кардинально не изменился, хотя некоторые корректировки были сделаны.

В частности, теперь в пункте 22 появился абзац о ссылке в договоре на устав контрагента. Согласно разъяснениям, наличие такой ссылки автоматически не означает, что другая сторона знала о содержащихся в уставе ограничениях полномочий лиц, выступающих от имени юридического лица. Судья Верховного суда Иван Разумов на брифинге с журналистами пояснил, что это разъяснение не исключает возможность доказать обратное. Также он обратил внимание, что все неясные положения устава об ограничении полномочий лиц,действующих от имени компании, толкуются в пользу контрагента. Иными словами, считается, что таких ограничений нет. Постановление Пленума Верховного суда пополнилось разъяснениями о последствиях подачи участниками корпораций тождественных исковых заявлений (абз. 3 п. 31 постановления). Раньше было неясно, могут ли участники, не присоединившиеся к исковому заявлению других участников, позже обратиться в суд с аналогичным требованием. Пленум Верховного суда решил, что другие участники не могут обращаться с тождественным требованием (о том же предмете и к тому же ответчику). Однако суд может отступить от этого запрета, если признает причины подачи тождественного иска уважительными. Если заявление будет подано на момент рассмотрения аналогичного требования, то суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет истцу его право присоединиться к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц (часть 4 статьи 225.16 АПК РФ). Поступившее предложение Минюста распространить на регистрацию объектов интеллектуальной собственности правила о госрегистрации недвижимости Верховный суд не поддержал. Занятую судом позицию в ходе брифинга пояснил профессор МГУ Евгений Суханов, отметив, что в ходе разработки проекта постановления эта проблема обсуждалась. В итоге разработчики пришли к выводу, что это две принципиально разные регистрации.

Аналогичную с разработчиками и Верховным судом позицию занимает и Суд по интеллектуальным правам.  

Соседи залили квартиру — как возместить ущерб?

(по материалам сайта 9911.ru)

Лопнувшая труба, прохудившийся смеситель или радиатор отопления – все это может стать причиной настоящего коммунального бедствия, в результате которого водой окажутся залиты квартиры на нижних этажах. Ущерб от такого затопления может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч рублей. Возместить его можно по соглашению сторон или в судебном порядке.

Куда обращаться в случае залива квартиры?

В первую очередь необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу, которая приедет на место, устранит причины аварии и оформит акт, который будет служить подтверждением того, что залив действительно произошел. Акт должен быть составлен и подписан в течение 12 часов после того, как пострадавший обратился в АДС. В документе фиксируется время залива квартиры, его возможные причины, а также все обстоятельства, которые позволят определить размер причиненного ущерба. В интересах владельца залитой квартиры максимально подробно отразить в акте повреждения, которые были нанесены его имуществу, в том числе мебели и технике, в результате залива. Хорошо, если повреждения засвидетельствуют и соседи, а их присутствие в квартире будет зафиксировано в акте. Документ составляется в двух экземплярах — первый для пострадавшего лица, второй для исполнителя (п. 152 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Кроме составления акта, пострадавший вправе обратиться в экспертную организацию, чтобы получить заключение, в котором будет указан размер ущерба от залива – стоимость имущества и восстановительного ремонта. Это заключение будет подтверждать размер ущерба и может быть использовано как для мирного урегулирования вопроса возмещения ущерба, так и для обращения в суд в качестве доказательства размера ущерба.

Возмещение ущерба по соглашению сторон

Стороны могут оформить соглашение, в котором будет определена сумма ущерба, признанная обеими сторонами, и обязательство компенсировать ущерб добровольно с указанием сроков возмещения и порядка (наличными или на счет в банке). К соглашению в качестве приложений обычно прикладывают копию акта о заливе, экспертного заключения. Факт передачи денег оформляется распиской. При этом стоит учитывать, что на возникшие отношения не распространяется законодательство о защите прав потребителей, поэтому у потерпевшей стороны нет права требовать компенсации морального вреда, так как причинен имущественный ущерб, и закон право компенсации морального вреда в этом случае не предусматривает (ст. 151 ГК РФ).

Возмещение ущерба в судебном порядке

Если виновник залива квартиры откажется возмещать ущерб добровольно, то потерпевшая сторона вправе взыскать ущерб через суд. Если цена иска меньше 50 000 рублей, то его можно подать мировому судье, если больше, то в районный суд по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ). Исковое заявление подлежит оплате государственной пошлиной в размере, определенном ст. 333.19 НК РФ, который зависит от цены иска. При этом важно помнить, что судебные расходы, включая оплату пошлины, истец вправе взыскать с ответчика при удовлетворении иска судом. Обычно это требование указывается в иске. В суде истец должен доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинную связь между вредом и наступившими последствиями. Вина причинителя вреда предполагается, поэтому бремя доказывания отсутствия вины (ст.1064 ч. 2 ГК РФ) возлагается на ответчика после того, как истец докажет факт возникновения обязательств по возмещению вреда, о чем говорит судебная практика. Иногда возможна ситуация, когда ответчик утверждает, что причинителем вреда является не он, а исполнитель услуг, например, ТСЖ или УК. В момент составления акта о заливе и обращения в суд не всегда точно известно, что же явилось причиной залива и кто надлежащий ответчик.

В таком случае в иске целесообразно указывать обоих ответчиков. При рассмотрении дела в суде для определения причины залива может быть назначена судебная экспертиза, которая определит причину залива.

Также будет иметь значение, по причине неисправности какого имущества произошел залив: общего, за которое отвечают коммунальщики, или частного, обслуживание которого входит в обязанность собственника или нанимателя по договору социального найма.

Как вернуть деньги за испорченную стрижку?

(по материалам сайта 9111.ru)

Многие сталкивались с ситуацией, когда поход в парикмахерскую приносит глубокое разочарование от неудачной стрижки. Потребителю могут не только оказать услугу низкого качества, но и причинить вред здоровью — таких случаев немало.

Каким нормам должны соответствовать парикмахерские услуги?

Отношения, возникающие в результате оказания услуг, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Качество парикмахерских услуг должно соответствовать Постановлению Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ» и ГОСТ Р 51142-98 Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 02.03.1998 N 31). Указанные документы наделяют потребителя правом получения в доступной и наглядной форме информации о предоставляемых услугах. Согласно Правилам бытового обслуживания к такой информации относятся: — перечень оказываемых услуг и форм их предоставления с указанием цен, в том числе на используемые материалы; — сведения о подтверждении соответствия услуг установленным стандартам; — данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу. Отказ в предоставлении данной информации будет указывать на сомнительный статус организации, предоставляющей услуги. Как составить иск о защите прав потребителя?>> Что делать, если испортили стрижку или прическу? В соответствии с п.24 Правил при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель может по своему выбору потребовать: — безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; — соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; — повторного выполнения работы; — возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом; — расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены.

Чем может помочь юрист?

— составит грамотную претензию с учетом специфики спора;

— подготовит жалобу в Роспотребнадзор;

— подготовит исковое заявление в суд;

— примет участие в судебных заседаниях, заявит ходатайства о привлечении к участию в деле эксперта и/или специалиста, об истребовании доказательств и вызове свидетелей.

Кроме того, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность компенсации морального ущерба и взыскания с ответчика 50% от всех присужденных в пользу истца сумм в случае отказа удовлетворить требования во внесудебном порядке.

Применение этих положений на практике осложняется тем, что договорные отношения при оказании парикмахерских услуг не только не оформляются в письменном виде, но и редко подтверждаются выдачей чека или квитанции. Поэтому клиент должен потребовать книгу жалоб, запись в которой послужит доказательством предоставления услуги в конкретной парикмахерской. Испорченную прическу или стрижку необходимо сфотографировать в разных ракурсах.

Как доказать, что стрижка плохая?

Поскольку оценка результата парикмахерской услуги с точки зрения собственного восприятия не может послужить аргументацией в споре, при его разрешении в претензионном порядке необходимо предупредить администратора о том, что в Роспотребнадзор будет направлена жалоба на основании п.7.7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.10.2007 г. N 658, в результате чего должна быть проведена внеплановая проверка деятельности организации на соответствие законам и иным нормативным актам РФ. По ее результатам исполнитель услуг может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.4, ч.1 ст. 14.5 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, что грозит многотысячными штрафами. Как легко вернуть в магазин технически сложный товар?>> Как рассматриваются данные споры в судах?

При неудовлетворении требований потребителя в добровольном порядке, он вправе подать иск в суд. Доказать нарушение качества услуги он может путем получения заключения эксперта или специалиста, которых суд может вызвать по ходатайству сторон, а также показаний свидетелей. В судебной практике достаточно прецедентов, когда потребителям удавалось отсудить у парикмахерских и салонов красоты большие суммы. Так, в 2013 году жительница Тюмени получила компенсацию в размере 70 000 рублей за неудачную завивку, сообщает пресс-служба региональной прокуратуры. Годом ранее во Владимирской области женщина отсудила 15 000 рублей за ожог, полученный во время окрашивания волос.