Информационная справка

Информационная справка «О свободной Экономической зоне в Крымском Федеральном округе»

07.04.2015

С 01 января 2015 года на территории Крымского федерального округа (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) начинает действовать свободная экономическая зона (СЭЗ) (Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014  № 377-ФЗ.)

Указанный федеральный закон и внесенные на его основании изменения в Налоговый кодекс РФ и иные нормативно – правовые акты, а также законы субъектов федерации, входящих в КФО, устанавливают следующие особенности осуществления хозяйственной деятельности на территории СЭЗ.

Федеральный закон № 377 — ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крыма и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 предусматривает регулирование правил въезда, статус морских портов, режимы СЭЗ, правила таможенного оформления и  особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования на территории Крыма и Севастополя. В частности:

— для въезда на территорию СЭЗ устанавливается упрощенный порядок оформления виз для иностранных граждан, предусматривающий возможность их оформления при въезде непосредственно в пункте пропуска через государственную границу России на основании приглашений, оформленных в установленном законом порядке, или без приглашения, при этом выдается одноразовая туристическая виза на 30 дней;
— морские порты, расположенные в Крыму, признаются свободными портами, в которых применяется упрощенный порядок пограничного, таможенного и иного контроля, установленный таможенным законодательством Таможенного союза;
подготовка документации по планировке территории осуществляется участником СЭЗ за счет собственных средств,
— решение о подготовке документации и утверждение этой документации, а также решение о разрешении на строительство принимается высшим исполнительным органом власти Крыма или Севастополя;
— документация о размещении объекта утверждается без проведения публичных слушаний;
— градостроительные регламенты не устанавливаются для земельных участков, предназначенных для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов;
— вид разрешенного использования земельных участков для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории или принятия решения о предварительном согласовании мест их (объектов) размещения;
— до выдачи разрешений на строительство подготовительные работы на земельном участке могут проводиться со дня представления проектной документации для проведения экспертизы;
— земельные участки для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предоставляются участнику СЭЗ в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Законом № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в частности, устанавливаются:

  • особенности определения налоговой базы по НДС, а также исчисления и уплаты акцизов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на указанных территориях;
    • пониженная ставка по налогу на прибыль организаций (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет — 0 процентов, в бюджеты Республики Крым и Севастополя — не более 13,5 процента);
    • освобождение участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций (в течение 10 лет после принятия на учет имущества, приобретенного в целях ведения соответствующей деятельности) и земельного налога (сроком на 3 года);
    • право законодательных (представительных) органов уменьшать налоговые ставки по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов (на период 2015 — 2016 годов налоговые ставки могут составлять 0 процентов, 2017 — 2021 годов — до 4 процентов).

Законами субъектов РФ, входящих в КФО, установлены ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты Республики Крым и Севастополя, на уровне 2 % — в течение 3 лет; 6 % — с 4-го по 8-й годы; 13,5 % — с 9-го года осуществления деятельности в качестве резидента СЭЗ.

И, наконец, федеральным законом от 29.11.2014 № 380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» регулируется режим уплаты страховых взносов в ПФР РФ, ФСС РФ и ФФОМС. В соответствии с этими изменениями в 2015 году и последующие годы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ограничены 6% и 1%.

 
Условия осуществления деятельности в СЭЗ на территории КФО

  1. СЭЗ создается  сроком на 25 лет;
    2. Органами управления СЭЗ являются: уполномоченный Правительством РФ орган федеральной исполнительной власти, экспертный совет по вопросам СЭЗ на территории Крыма, экспертный совет по вопросам СЭЗ на территории Севастополя, высшие исполнительные органы государственной власти в Крыму и в Севастополе;
    3. Для того, чтобы стать участником СЭЗ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть:
    3.1. зарегистрированы на территории Крыма или Севастополя;
    3.2. состоять на налоговом учете в местном налоговом органе;
    3.3. готовы осуществлять общий объем капиталовложений, в частности, объем вложений в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ в сумме:
    • не менее 3 миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса,
    • не менее 30 миллионов рублей для иных лиц,
    4. Для внесения в реестр участников СЭЗ лицо должно подать инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным законом о СЭЗ и определенный законом пакет документов.

Обобщая информацию обо всех налоговых льготах и преференциях, предоставляемых участникам СЭЗ, можно сделать следующий вывод: инвесторы, изъявившие желание инвестировать в Крым и Севастополь, могут претендовать на существенные налоговые льготы, таможенные льготы, пониженные страховые взносы, упрощенные процедуры в части таможенного оформления и градостроительной деятельности.

В настоящее время определены уполномоченные органы исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополь, начат прием документов от соискателей статуса резидента СЭЗ.